Техподдержка
|
Паломничество 1 мая 2007 года
Мы снова в пути. День первого мая приход провел в увлекательном и душеполезном путешествии-паломничестве в город Старицу.
Старица – город древний (упоминается впервые с 1297), город своеобычный, хранящий замечательные памятники Святой Старины и печальные, величественные древние предания.
Вначале – это порубежная тверская Крепость, потом – один из уделов Московского княжества – удел поистине несчастливый – ибо передавался он младшему сыну Московского Государя…потенциальному сопернику сына старшего в борьбе за престол.
Двум Старицким князьям суждено было трагически погибнуть только в силу того, что само их существование отравляло жизнь Московским Владыкам.
При Иване Грозном – расправившимся окончательно со Старицким княжеским семейством – город в ходе Ливонской войны. становится Ставкой Государя – временной столицей государства.
Именно тогда в Старице возводится мощная крепость, дворец, удивительный пятишатровый собор.
В Старице начался жизненный путь ПЕРВОГО МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХА СВЯТИТЕЛЯ ИОВА. Он родился в этом городе, с юности поступил в Успенский монастырь, в котором прошел все степени иноческих послушаний и священнического служения. Святитель поражал соременников своей удивительной образованностью, он держал в памяти множество книг - а Писание и Богослужение знал так, что потеряв зрение он безукоризненно совершал Богослужение по памяти, вычитывая по памяти и чтения из Нового Завета и Паремии.
Патриарх Иов решительно противустал Лжедмитрию, захватившему Москву и сподобился исповеднического венца. Патриарха отрешили от сана и с поношениями изгнали в ссылку...Местом ссылки Святителя чудом стала его родина, монастырь, в котором он начинал свой путь...
В нем он и скончался и был похоронен. Останки Святителя Иова, были перенесены в Москву при царе Алексее Михайловиче и Патриархе Никоне. В обители же сохраняется Крест полвека стоявший на его могиле...
Пережив опричнину,польское разорение времен Смуты, город не пришел в упадок. Перед революцией - был он невелик но красив, приютен и украшен многими прекрасными храмами.
Жили в нем мастера - умельцы да купцы.
Уютно расположившийся у подножия суровых древних валов белый Верхневолжский городок радовал путешественников чистотой, довольством и мирным распорядком жизни.
К сожалению, революция и особенно война не пощадили Древнюю Старицу – оправиться от потрясений и вернуть себе хотя бы дореволюционный облик город пока не успел. Только сейчас начались масштабные работы по спасению главных городских святынь.
Мало кто из москвичей бывал в нем. Мало кто даже о нем слышал. И вот – мы решили стать первопроходцами и проведать древнюю Старицу в первый майский день.
Приход благодарит ВНИИгаз безвозмездно предоставленный автобус.
Приход выражает свое восхищение любезно согласившемуся сопутствовать нам в путешествии уважаемому Владиславу Петрушко, Доктору Богословия, Главному редактору сайта «Седмица.ру».
Его подробнейшие рассказы об истории Старицкого Края дали нам немалый запас «информации к размышлению» и еще раз засвидетельствовали безупречные энциклопедические познания этого замечательного историка.)))
Вотчина сурового наместника.
Недалеко от Старицы, в стороне от дороги, спрятался древний Успенский Собор, что в Иванишах – вотчине Тверского Наместника Московского Государя.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы построена при Великом князе Василии Ивановиче ІІІ.Это был монастырский собор Успенского Иванишского монастыря.
Cамое раннее упоминание об Успенском монастыре обнаружено в одной из тверских писцовых книг, запись сделана в 30-е годы XVІ века.
Название обители связывают с именем строителя монастырского каменного храма - Ивана Юрьевича Поджогина по кличке Шигоня. Его прадед - боярин Поджогин - служил при дворе у Государя Ивана ІІІ Васильевича. Именно при этом Государе, после присоединения Твери к Москве в 1485 году началась широкая раздача бывших тверских владений московским служилым людям.
Имя Шигони упоминается в государственных документах с 1505 года. Свою карьеру при дворе он начал в числе «детей боярских» - в скромной должности без определенных занятий, но довольно рано возвысился. О близости Шигони к великокняжескому трону свидетельствует его участие в переговорах с Литвой и шведами.
Среди современников Шигоня пользовался не слишком почтенной репутацией. Бездетный Василий ІІІ, дал своему слуге весьма тягостное поручение. Боярину было поручено добиться того, чтобы супруга Василия ІІІ, «неплодная» великая княгиня Соломония Сабурова добровольно приняла монашеский сан, освободив князя от клятвы, данной пред алтарем при венчании. В супружестве с Соломонией великий князь прожил 21 год, княгиня не соглашалась сменить царский венец на монашеский куколь. Тогда Великую Княгиню решили постричь насильно. Развод Великого Князя собственной властью разрешил митрополит Даниил. Он обрезал Соломонии волосы, ее облачили в монашескую мантию и насильно постригли под именем Софьи. Но разгневанная княгиня сумела сорвать с себя монашеское облачение …
Тогда Шигоня ударил свою недавнюю государыню тяжелой плетью, да так, что та лишилась чувств.
Боярин сопроводил Соломонию в Суздаль, где ее заточили в Рождественском монастыре.
В 1526 году Василий ІІІ вступил в брак с юной красавицей Еленой из рода литовских князей Глинских.
Вскоре после свадьбы, дабы оправдаться в глазах боярства и духовенства, князь наложил опалу на своего верного слугу. Шигоню отлучили от двора и отправили в его владения под Старицу. Когда же Елена родила в 1530 году наследника, Василий ІІІ "простил" своего верного слугу и одарил его по-царски.
Шигоня стал дворецким Тверским, а по некоторым сведениям, и Волоколамским, то есть наместником Московского Государя на землях двух бывших княжеств - Тверского и Волоколамского.
Идея строительства величественного соборного храма в своем монастыре созрела у Шигони, скорее всего, именно в годы опалы, и возможно - под влиянием угрызений совести.
Внешний облик возведенного Шигоней собора был достаточно традиционным для своего времени. Древнейшая часть собора - четырехстолпная, почти квадратная в плане, она поставлена на глубокий подклет и завершена тремя главами. Образцом для его постройки могла стать кремлевская княжеская церковь Благовещения, а некоторые особенности храма напоминают Успенский собор в Старице, в частности пирамидальное размещение оконных проемов.
Трехглавое завершение придает кубическому объему храма резкую зрительную асимметрию, редко встречающуюся в русских крестовокупольных храмах. Традиция устройства под храмами глубоких подклетов, для которых специально отрывали котлованы по периметру стен и под столбы, а в основание фундамента вбивали забивали толстые дубовые сваи, появилась на Руси вместе с итальянскими мастерами. В Иванишах использован именно такой «итальянский» прием…
Дочь Поджогина Анна состояла в браке с боярином Петром Головиным, чьи владения граничили с монастырскими. Брачный союз их был «весьма детообильным», род Петра Петровича не прервался и после его казни в 1565 году.
Опричный разгром, скорее всего, не миновал и Успенский Иванишский монастырь, неприязнь царя к семейству Головиных вряд ли ограничилась только казнями - за ними, как правило, следовало разграбление имений.
Монастырь не мог избежать разорения и в годы Смуты - «от богоотступников и разбойников и злых душегубцев и сквернителей».
Монастырь постепенно пришел в упадок и после 1764 разделил участь большинства малых русских монастырей. Он был упразднен.
А его соборный храм стал домашним для знаменитого сановного семейства Головиных.
Головины в середине XVІІІ века возродили и обновили храм. Своих родственников они хоронили в Иванишах вплоть до революции 1917 года.
Из рода Головиных вышло немало тех, кто оставил заметный след в российской истории. Среди них сподвижники Петра I генерал-фельдмаршал Федор Алексеевич и адмирал Иван Михайлович. Можно вспомнить председателя ІІ Госдумы Федора Александровича (1867 -- 1937), генерала и военного педагога Николая Николаевича (1875 -- 1944). Предпоследний владелец имения- полковник Сергей Николаевич, скончавшийся в 1915 году, избирался уездным, а затем губернским предводителем дворянства.
…
Храм и придел пережили множество ремонтов и перестроек. В основном объеме храма не сохранилось никаких следов древней живописи. Существующие росписи появились, по всей видимости, не ранее 30-х годов XІX столетия. Вероятно, здесь работала какая-то местная артель живописцев. Большинство изображений относится, естественно, к Богородичному циклу.
На рубеже ХIХ и ХХ веков местные краеведы проявляли к церкви большой интерес, но потом, когда изучение церковного зодчества перестало поощряться, редкие упоминания о ней появлялись лишь в академических изданиях.
Тем не менее в 1928 году храм стараниями старосты Василия Григорьевича капитально отремонтировали. Художник Ксенофонт Ермаков, расписавший трапезную, был, судя по всему, хорошо знаком с религиозной живописью и строго придерживался академических традиций. Для передачи душевного состояния участников сцен Страшного суда и убиения Михаила Тверского в Орде художник иногда копировал фигуры из произведений Микеланджело и Рафаэля.
После ремонта службы в Иванишах длились одиннадцать лет, а в 1939 году церковь была закрыта и разграблена, здание передано под склад зерна. Последний сельский иерей Василий Петрович Верзин, потомственный священник, был отослан в Старицу, откуда его в начале войны отправили по этапу как неблагонадежного. Имение Головиных местные власти начали разорять несколько раньше.
В войну церковь служила жителям укрытием при бомбежках и обстрелах. Полы и остатки иконостасов фашисты пустили на дрова. После освобождения местные жители разобрали церковную ограду и башни, складывая из кирпича печки в своих домах.
Лет сорок назад, в 196-х была произведена его частичная реставрация, она спасла храм от разрушения. Однако храм вновь оказался никому не нужным. О возвращении ему прежнего статуса не могло быть и речи. А совхоз, на балансе которого находилось неповторимое творение древнерусской архитектуры, не решался использовать его под свои хозяйственные нужды. Средства на его достойное содержание не выделялись - так и стоял храм забытым, приходя в окончательное запустение из-за вандализма кладоискателей, искавших Головинские сокровища.
Лишь недавно в храме возобновились Богослужения, назначен в него и настоятель: им стал отец Иоанн Носков.
Поклонившись древнему Успенскому Собору в Иванишах, мы благополучно добрались и до самой Старицы…
Собравшись на берегу великой Волги, на площади перед святыми вратами Успенского Монастыря, с которой можно обозреть все древние достопримечательности мы внимали увлекательному повествованию Владислава Петрушко об истории города и его святынь.
Иллюстрации к повествованию – окружали нас со всех сторон – это и грандиозные рукотворные валы древней крепости, и Борисоглебский Собор, в древности поражавший современников своим пятишатровым завершением, и площадь волжского торга, с храмом Параскевы Пятницы, и, конечно же древнейший Успенский Монастырь с белокаменным собором начала 15 века – современником древнейшего Московского Храма – Собора Спасо-Андроникова монастыря.
Вообще в Старице все храмы построены из белого камня – недалеко от города расположены живописные пещеры – каменоломни, и недостатка в этом прекрасном материале у строителей никогда не было.
Покрытая патиной времени белокаменная кладка как-то особенно трогает сердце, свидетельствуя о полутысячелетней судьбе местных святынь.
Старица – городок очень бедный. Совсем еще недавно все ее памятники находились в состоянии самом плачевном – у местных властей нет, и не может быть средств ни на их восстановление, ни поддержание достойного их облика.
Но недавно в древнем городе начались самые широкие восстановительные работы. Начались они с главного памятника древности, с главной Святыни – с Успенского монастыря…
Мы посетили древний Собор, пристроенный к нему в 18 веке Собор усыпальницу, обошли весь монастырский комплекс и даже искупались в Святом Источнике, над которым оборудована теплая часовня. Порадовались темпам и размаху восстановительных работ…
Потом мы посетили место древней крепости, поднялись на колоссальные валы, с которых открываются великолепнейшие виды на живописные верхневолжские просторы, на древний город.
Спустившись к самому берегу реки, мы очутились у разрушенных торговых рядов и обошли удивительную Пятницкую Церковь – пока - пустынную и заброшенную.
Хотелось бы надеяться на то, что жизнь вернется в этот живописный древний уголок России…
Помолившись и подкрепившись, мы направились домой.
Мы и заметить не успели, как наш автобус оказался на Окружной Дороге…
|