hramiosif.ru ENGLISH VERSION
Русская Православная Церковь. Московская митрополия. Епархия Подольская и Люберецкая.
Видновское благочиние, поселок Развилка

НОВОСТИ ХРАМА -
В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:


YoutubeИосифо-Волоцкий храм поселка Развилка

ВКонтакте – Иосифо-Волоцкий храм п.Развилка

Техподдержка


ПАЛОМНИЧЕСТВО ЛЕТОМ 2007 года

10 июня, вс.
Всех святых в земле Российской просиявших.
Утром – праздничная Литургия, после обеда молебен о путешествующих. На молебне - как те,  кто отправляются в почти двух недельное странствие, так и те, кто  их провожает. Вещи грузятся в автобус, который должен на ближайшие 12 дней стать нашим домом на колесах.  О. Сергий кропит  «сию колесницу»  святой водой.   Размещаемся  по машинам,  большая часть нашей группы едет в ПАЗике. Троих о. Сергий сажает в  Фольксваген. Поем «Царю Небесный»  и тропарь свт. Николаю. В путь!

 


Дорога до Торжка заняла более 5 часов.  Задачей повышенной сложности было выбраться за пределы МКАДа. Торжок -  районный центр Тверской области.  В древности город назывался Новым Торгом, основан он был новгородцами в целях торговли с соседними племенами. Впервые в летописях упоминается в XII  в., но археологические раскопки показывают, что город существовал уже в Х в. При раскопках находят берестяные грамоты. После разорения города Батыем название его стало много скромнее – Торжок, но жители до сих пор называют себя новоторами.
При въезде в Торжок нас встретила Елена Михайловна, директор паломнической службы Борисоглебского монастыря и сразу же повела ужинать.  На ночлег разместились в Торжковском государственном золотошвейном училище. Золотое шитье – древний  народный промысел.  До революции местные мещанки  украшали вышивкой на заказ и на рынок предметы церковного обихода, элементы народного костюма, кошельки, кисеты, сафьяновые туфли и сапожки. К концу XIX в. промысел угасает. Золотошвейное дело возродилось с помощью учебно-показательных мастерских, на основе которых в 1930-е г. и было создано  училище.
Кому-то  условия  нашего ночлега представились первым испытанием. Нас, только что вырвавшихся из тенет домашнего комфорта, металлические матрасы на  грязном полу и видавшее виды постельное белье  особо не вдохновляли. Однако пройдет немного дней, и ночь  на полу под настоящей крышей покажется всем  сказочной роскошью.


  


Перед сном, как и положено, все собрались на  Вечернее правило. Но в  начале о. Сергий решил всех представить друг другу. После молитвы решаем: кто будет спать  до  утра, а кто решится мужественно встать  в начале 4-го, что бы с  о. Сергием быть на литургии в Никольском храме. 


  


Мы приехали в Торжок в тот  день, когда прибыл в него  9-й Волжский Крестный  ход. Он идет, (на самом деле едет  на двух машинах)   от истоков Волги  и  к  21 числу должен  прийти  в Калязин. Крестный ход  идет с 2 иконами: иконой Пресвятой Богородицы «Державная» - в этом году отмечается 90 лет со дня ее явления, и иконой свт. Иова, первого патриарха Московского и Всея Руси, 400-летие со дня кончины которого отмечает в нынешнем году  древняя Тверская епархия, совместно со всей Русской Православной Церковью.


  


11 июня, пн.
На службу с  о. Сергием поехало 8 человек. Самые младшие участники нашей  паломнической группы - Федя и Антон - причащались.    Литургия закончилась около 6 утра. Под колокольный звон  проводили  Крестный ход. 


  


С надеждой на готовый завтрак мы вернулись в общежитие, но обрели остальных  паломников мирно спящими.  Пришлось всех будить и – читать всем вместе утреннее правило. После завтрака  садимся в машины. Время – половина 9-ого и впереди долгий  день. Вскоре подошла Елена Михайловна – наша экскурсовод.  Знакомство с   Торжком мы начали с посещения древнего Борисоглебского монастыря, основание которого относят ко временам св. блгв. кнн. Бориса и Глеба.


  


Князю Борису служили три брата из Угорской, как тогда говорили, т.е. Венгерской земли: Георгий, Моисей и Ефрем. Когда в 1015 г. слуги князя Святополка убивали Бориса, Георгий Угрин загородил его грудью и умер, пронзенный копьями. Узнав о смерти брата, Ефрем искал его тело на месте злодейства, у р. Альты, но нашёл только главу, усеченную убийцами, желавшими снять золотую гривну – подарок князя.  Ефрем оставляет мир  и отправляется в Новый Торг. Там, спустя некоторое время, после прославления  свв. бл. кнн. Бориса и Глеба он основал один из первых на Руси монастырей. К преп.  Ефрему из Вязьмы пришел блаженный юноша Аркадий. Скончался он в 1077 г, через 24 года после смерти своего наставника. Мощи свв. препп. Ефрема и Аркадия Новоторжский в Советское время были утрачены.  Сохранилась икона преп. Ефрема с частичкой его мощей. О. Сергий нас помазал маслицем из лампады от этой иконы. Борисоглебский  собор монастыря был построен  в царствование Екатерины II, которая самолично заложила первый камень в его основание. Построен он был архитектором Н.А. Львовым на месте древнего каменного храма, возведенного по преданию самим преп. Ефремом. Большое впечатление на всех оказали казематы в подвале  одной из церквей монастыря: в 1925 монастырь был обращен в тюрьму строгого режима. Там погибло множество людей.  


  


Замечательный образец деревянного зодчества представляет собой храм Вознесения Господня. Построен он был в XVII  в., но Елена Михайловна утверждает, что основание его относится к   XIV столетию. Храм находится в ведение музея. Когда мы к нему подъехали, он был закрыт, но пока слушали рассказ экскурсовода и фотографировались, неожиданно пришла  смотрительница – на минутку, по делу – и, конечно, разрешила нам войти.


  


Подъехали к храму Спасо-Преображения. Он был построен на месте прежнего в 1822 г. по проекту К.И. Росси. В нем до революции находились мощи св. блг. кн. Иулиании Вяземской.
Княгиня Иулиания  жила в к. XIV- нач. XV вв. Была она супругой удельного Вяземского князя  Симеона Мстиславович.  После взятия Смоленского княжества литовцами, ее супруг и Смоленский князь Георгий Святославович  перешли на службу к Московскому князю, который  назначил их наместниками в Торжок, разделив город на две половины. Князь Георгий, чья супруга осталась пленницей в Литве, прельстился красотою Иулиании и пытался склонить ее  на  измену. Она же оставалась непреклонна. Тогда князь Георгий решает  преступлением добиться своего.  Во время пира, на глазах благоверной княгини Иулиании, он убивает ее мужа и приступает к ней.  Она же, защищаясь, ранит князя, и, вырвавшись из его рук, выбегает на двор.  Князь, в ярости настигнув Иулианию, зарубает ее мечем.  Бездыханное тело святой мученицы  по приказу убийцы было брошено в Тверцу.  Кончина блаженной  последовала в Торжке 21 декабря 1406 г. Терзаемый совестью князь Георгий бежит в Орду,  но не найдя там покоя, возвращается на Русь и уходит в монастырь, где вскоре умирает  в покаянии. Мощи же  княгини-мученицы были явлены одному болящему крестьянину. Как-то весной он с трудом шел по берегу реки и вдруг с ужасом увидел плывущее против течения  тело  благоверной  Иулиании. От тела был глас, повелевающий сообщить настоятелю Преображенской церкви, что бы тот взял его  и  предал погребению в храме. В то же время крестьянин почувствовал исцеление от недуга.
В настоящее время местонахождение мощей неизвестно.  Храм пока не действует, но уже принято решение о том, что он станет подворьем женского Христорождественского тверского монастыря.
Посетили церковь Михаила Архангела. С 1945 по 1995 г. это был единственный действующий храм в городе.  Он стоит на горе и местное предание повествует о том, что ступени к первому, построенному на этом месте храму, были выложены  камнем преп. Ефремом.
После экскурсии по городу поехали в этнографический музей деревянного зодчества и крестьянского быта в деревне Василёво, где в этот день были Троицкие гулянья. Времени на осмотр музея оставалось только 30 минут.
В два часа мы, наконец-то, выехали в Вышний Волочок. Этот город называют русской Венецией.  Его возникновение связано с существованием волока на древнем торговом пути, соединявшего бассейны рек Балтийского и Каспийского морей. Город известен своими каналами, которые  были устроены по повелению Петра I. Вышневолоцкие каналы и шлюзы стали частью первой в России искусственной водной системы, по которой почти два столетия переправлялись грузы с юга России в новую столицу - Петербург. Вышневолоцкие набережные протянулись на 32 километра, а через каналы и реки перекинуто около 30 мостов.
Главной нашей целью было посещение Казанского женского монастыря.


  


В часовне св.мч. Веры, Надежды, Любови и  матери их Софии, покоятся две подвижницы  XX в.: блаженная Любушка (Лазарева) и схимонахиня Мария (Матукасова). Блаженная Любушка (1912-1997) была духовной дочерь преп. Серафима Вырицкого. Несла она многотрудный подвиг странничества. После войны жила без дома, без прописки, ночевала, где Господь приведет, часто под открытым небом. Последние годы провела в с. Сусаннино недалеко от Петербурга. А умирать приехала в Вышневолоцкий Казанский женский монастырь. Настоящая настоятельница монастыря игумения Феодора приняла обитель после совета со старицей, которую глубоко чтила.  Схимонахиня Мария (1908 - 2000 г.) многие годы жила в Самаре.  Была она Христа ради юродивой, многие  видели ее с тяжелыми мешками, заменявшими ей вериги. Один из Самарских священников вспоминает, что была она смиренна, терпелива, снисходительна к другим, многим казалась просто доброй бабушкой. Незадолго до смерти приняла в Свято-Введенской Оптиной пустыни постриг в великую схиму.  Скончалась в Вышневолоцком  Казанском женском монастыре, где и  была погребена рядом с блаженной  Любушкой.
Монастырь представляет собой один  из интереснейших русских монастырских ансамблей второй половины XIX в. Главные сооружения комплекса, выдержанные в русско-византийском стиле, отличаются единством художественных форм. Привезенный в конце XVI в. вышневолоцкими купцами список с Казанской иконы Богоматери, ставшей местночтимой святыней, был поставлен в загородной часовне у источника, вблизи городского кладбища. Рядом с этим местом в 1870 г. на средства благотворителей, при содействии предводителя вышневолоцкого дворянства князя А.С. Путятина была приобретена для создания женской общины свободная земля. На рубеже веков Казанская обитель считалась самой крупной из женских монастырей Тверской епархии. Здесь проживало 600 сестер. В настоящее время  монастырь действующий, в нем около 10 насельниц, но доступ посторонних лиц в него ограничен. Обитель открыта только в воскресные и праздничные дни на время Богослужения. В монастыре скитский устав.
Посетили Богоявленский кафедральный собор. Он стоит на острове, образуемом каналами. В храме находится чудотворный резной образ свт. Николая Можайского времен Иоанна Грозного, в настоящее время на пожертвования прихожан он отреставрирован, чтимая Казанская икона Пресвятой Богородицы, почитаемый список Выдропусской иконы Божией Матери.
Из Вышнего Волочка наш путь лежал в Иверский Валдайский Святооозерский мужской монастырь. Монастырь был основан патриархом Никоном,  тогда митрополитом Новгородский.


   


По преданию, место для монастыря было ему указано в чудесном видении свт. Филиппом во время перенесения в Москву его св. мощей.  Главная святыня монастыря – Иверская икона Пресвятой Богородицы. Это один из списков с чудотворной  иконы Иверской Валдайской, который хранился в одном из Валдайских храмов и был передан возрождающейся обители. До революции в монастыре почивали мощи св. прав. Иакова Боровичского. Праведный Иаков Боровичский в отрочестве принял на себя подвиг юродства. Больше о жизни его ничего не известно. Прославил его Господь после кончины. В 1540 году, на третий день Пасхи, к селению Боровичи (в Новгородской области) по реке Осте против течения приплыла большая льдина, на которой стоял гроб без крышки, а в нем лежало тело юноши. Боясь ответственности, крестьяне шестами оттолкнули льдину к средине реки, но она возвратилась к берегу. Так повторялось трижды. Ночью старейшим жителям  села явился во сне юноша, виденный ими на льдине, и сказал: "Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня". Мощи святого отрока были сначала помещены в часовне, а потом перенесены в Свято-Духовский храм. Тогда же было установлено ему празднование. В Иконописном подлиннике о святом Иакове сказано: "Подобием млад, наг, препоясан платом". В 1657 году патриарх Никон часть мощей святого перевез на Валдай, в Иверскую обитель. В настоящее время их нахождение не известно.
Когда мы приехали, шла вечерняя служба. Подали записки, погуляли по обители и отправились искать стоянку для ночлега. Но оказалось, что в нашем ПАЗике бензина – км. на 10, пришлось ради заправки ехать через г. Валдай.  Были выходные, и найти на берегу Валдайского озера свободное для лагеря место казалось невозможным.  Местные жители подсказали поехать на соседнее озеро Ужин.  Сразу нашли большую поляну,  на которой поместились 5  наших палаток и 2 машины.  Приготовили ужин. Это была наша первая трапеза под открытым небом.


   


Вечернее правило читали в ПАЗике – не хватило духу отдать себя  на съедение мошкам. Было светло и не верилось, что уже около полуночи. Наступила пора северных белых ночей.  Спать решили «до упора», но утреннее  правило, тем не менее, назначили на 10 часов.

12 июня, вт.
День был посвящен отдыху на природе. Купались, катались на лодке, ловили рыбу – поймали три рыбешки, гуляли в лесу. Ну, и конечно, были хлопоты у костра: надо было собрать хворост и нарубить дрова,  приготовить сначала завтрак, потом обед и, наконец, ужин. И три раза вымыть после этого посуду.


   

   
   

   

   

13 июля, ср.
Утреннее правило в 8.00. Завтрак и сборы: едем в Старую Ладогу. Дорога лежит вдоль Волхова. Спокойная и величественная река: древний торговый путь «из варяг в греки», а также Великий Волжский торговый путь, связывавший народы Балтии с арабским Востоком и Булгарией. Проехали
г. Волхов не останавливаясь.  Видели шлюзы. 
Старая Ладога – один из первых русских городов, в настоящее время официально считается селом. Но в этом селе  можно увидеть крепость  и  храмы XII в, 2 монастыря: мужской Никольский и Успенский женский. Поселение Ладога было  основано в 753 году. Древнейшие упоминания о ней  -  в скандинавских рукописях и сагах.  В летописной повести о призвании варягов на Русь говорится, что старейший из них – Рюрик местом своей резиденции первоначально  избрал  Ладогу.


   


Староладожский Никольский мужской монастырь был основан в 1240 г. – в год знаменитой Невской битвы.  В состав дружины св. блг. кн. Александра Невского входили и ладожане  и они, как указано в монастырской летописи: «в память о гиблых ладожских сродниках», основывают  первый в  Ладоге монастырь. Монастырь возник на месте древнего Никольского храма построенного еще в XII  веке. Позже Никольский собор перестраивался, но  в его стены  входят нижние ряды кладки   XII столетия.  Обитель была закрыта в 1926 г., начало возрождения положено в 2001 году.  Действует пока только храм  свт. Иоанна Златоустого.  Главной святыней монастыря является ковчег с частицей мощей свт. Николая Чудотворца.  В обители  хранится чтимый список иконы Пресвятой Богородицы Черниговской-Гефсиманской.  В обители икона находится с 2004 г. Икона эта храмовая, но из  какой  церкви изъята – неизвестно. Образ пострадал во время гонений: в левой верхней части рубленая трещина от топора, 3 пулевых ранения, одно из них сквозное, с рваной  частью на обороте образа. Икона,  находясь на частной квартире, долгие годы плакала – из глаз по образу тянулись следы от слезоточения. 
Из монастыря мы поехали осматривать древнюю крепость. Расположена она в живописном месте у слияния речки Ладожки и Волхова. Купив билеты, прошли на территорию.


   


В 1164 году Ладога подверглась нашествию шведов. Они осадили крепость, но взять не смогли. На пятый день осады на помощь подоспели новгородцы.  В память о победе решено было выстроить в крепости храм и освятить его в память вмч. Георгия Победоносца. С XII в. сохранилось около 30 % фресок. Писали их  греческие мастера. Вокруг Георгиевского храма впоследствии образовался мужской монастырь. Предание гласит, что в Георгиевском соборе  Ладожской крепости св. Александр Невский освящал свой меч и молился о победах русского  оружия.  Рядом  с  храмом Георгия Победоносца небольшая деревянная церковь.  У  нас оставалось совсем  немного времени до закрытия  музея. Мы поднялись на угловую башню, в ней находится экспозиция, посвященная археологии и истории этого места. Прошлись по крепостной стене, и даже успели полазить по развалинам.
В XII же веке в Ладоге была построена в камне, недалеко от крепости Успенская церковь, ставшая соборным храмом Успенского девичьего монастыря. В Успенском монастыре  с 1718 по 1725 находилась в заточении Евдокия Лопухина – первая супруга Петра I. Пострижение в монашество с именем Елена она приняла в Покровском монастыре города Суздаля, после была отправлена в Ладогу, а после смерти Петра, Екатерина I  монашествующую царицу перевела в Шлиссельбургскую крепость. В настоящее время обитель возрождается. Но  Успенский собор до сих пор находится в ведении музея-заповедника, службы в нем совершаются один раз в год.
Действует Крестовоздвиженская  церковь в бывшем больничном корпусе.  В храме низкий, ниже Престола одноярусный иконостас. Из святынь в обители хранится ковчежец с  частицей  мощей св. блгв. кн. Анны Кашинской.
В церковной лавке продаются узорные пряники с изображением креста,  храма,  ангела. Их  пекут на одном  из областных  хлебозаводов по монастырскому заказу.
Из Ладоги наш путь лежал  в район Лодейного Поля.  Решив сделать привал на обед, стали  присматривать удобное для этого место  и  вскоре заметили  замечательную деревянную беседку: посередине стоял стол, по периметру  деревянные скамейки.  


   

   


В  Введено-Оятский женский монастырь мы приехали, когда сестры читали в храме  вечернее правило.  Из храма мы пошли в часовню, где почивают  под спудом мощи родителей преп. Александра Свирского: препп. Сергия и  Варвары. О.Сергий всех помазал маслом из лампады. Рядом с часовней - могила  монахини Феклы, первой настоятельницы и монастыря после его открытия.  Сходили на источник. Окунулись.


   

 В монастыре нас приняли и устроили на ночлег в доме за оградой, где жила бригада рабочих, занятых восстановлением строений обители.  Разместили всех в одной большой комнате со множеством кроватей. В ней был навесной потолок из брезента, предназначенный для защиты от протечек во время дождя. 


   


Надо было что-то придумать с ужином.  В монастырь мы приехали без предупреждения, и кормить нас сестрам было нечем. Попросили у рабочих электрический чайник, накипятили воды,  достали запасы печенья. Так как ни стола, ни стульев в нашей комнате не было,  ужинать решили в ПАЗике, который мы стали уже воспринимать своим домом на колесах.
После ужина некоторые легли спать, а кто-то  пошел гулять. Полночь. Вечерняя зорька над рекой. Пение соловьев. Монастырская лошадь на лугу.  Дивная красота. На противоположном берегу реки: крест на месте рождения преподобного Александра Свирского. Там было дер. Мандеры.  От деревни не осталось ни одного дома. На месте, где стоял дом родителей преподобного собираются строить часовню.
14 июня, чт.
6.00 – сестринское правило.  Три человека из нашей группы пошли помолиться в монастырь, остальные  читали утреннее правило  в  спальной комнате.
7.30 – отъезд в Свято-Троицкий Александро-Свирский  мужской монастырь. Успели  к Литургии. Служба шла в Преображенском соборе. После службы открыли  раку с мощами преподобного. Святыней монастыря является копия Туринской плащаницы.  Плащаница мироточит.


   


Пообедали  в кафе «Паломник» рядом с монастырем  и  пошли на экскурсию по обители. Официально монастырь был передан Церкви в 1997 г., но уже с 1995 г. существовало братство преп. Александра Свирского, которое стремилось к возрождению обители. Обитель исторически делится на две части: Преображенскую и Троицкую.  На  территории Преображенской части монастыря находится Преображенский собор, колокольня, братские корпуса, а главное - часовня в честь Пресвятой Троицы, на том самом месте, где была келья преподобного. Здесь явилась ему Пресвятая Троица.


   


В Троицком соборе, находящемся соответственно в Троицкой части, сохранились фрески начала XVIII  века. Когда собор передали Русской Православной Церкви, они были в крайне плачевном состоянии. Но, за последние несколько лет они  почти полностью обновились. Иконостас новый, написан в Свято-Троицкой Сергиевой лавре.  В подклете  Успенского храма сохраняется место моления преп. Александра. Когда храм был еще не достроен, в его алтарной части было явление преп. Александру Пресвятой Богородицы. Келейные корпуса, образующие собой квадрат до сих пор принадлежат  психбольнице. На монастырском дворе можно встретить гуляющих в  пижамах её пациентов,  из тех, что поспокойнее. Постоянно  уезжают и  въезжают скорые.


   


Между двумя частями монастыря была раньше протока, соединяющая два озера. Ее следы видны до сих пор. Протоку ископала  братия монастыря: хотели использовать перепад высоты для устройства водяной мельницы. Неожиданно, когда пускали воду, она хлынула в сторону келий, грозя все снести на своем пути. Преп. Александр молитвой остановил ее, и направил в заданное русло. На противоположном берегу Крестового озера можно увидеть монастырский скит.
После  экскурсии мы поехали в Важеозерский  мужской монастырь.


  


Обитель была основана около 1520 г. прпп. Никифором и Геннадием - учениками преп. Александра Свирского. С 1991 г. по ноябрь 2000 г. монастырь был женским. Летом 2000 г. в Важеозерский монастырь были перенесены мощи блаженного инока Владимира. После разорения обители он жил в Санкт-Петербурге и был хорошо известен петербуржцам. Его почитали за подвижническую жизнь. Он нес подвиг юродства. Он почил в Санкт-Петербурге в 1928 г., а перед смертью говорил своим духовным чадам, что погребен будет в своей родной обители под звон колоколов у трех берез, что и произошло, но уже в начале  ХХI в.


   


Осенью 2000 г. монастырю возвращен статус мужского. Но  при монастыре сохранена женская община. Сестры живут в двух небольших деревянных домиках с крестами на крышах, расположенных за стенами обители. В монастыре три храма: деревянный Преображенский, каменный зимний во имя Всех Святых и надвратный во имя преп. Иоанна Рыльского,  на месте же святых  врат обители, через которые проходил св. прав. Иоанн Кронштадтский устроен храм, освященный в его память. Также в монастыре  3 часовни: новомученников Российских, преп. Сергия (на пасеке), и еще одна у озера над источником.
Матушки, живущие при монастыре, пригласили нас к себе на чай и даже накрыли во дворе для нас стол, но мы торопились, хотелось заночевать ближе к Кондопоге, а ведь предстояло еще найти место для ночлега. Так что у матушек мы  взяли только кипяток с хлебом и в ПАЗике на скорую руку устроили чаепитие.
Путь до Кондопоги лежит через  Петрозаводск. Этот город является административным центром Республики Карелия. Он расположен к северо-востоку от Санкт-Петербурга, на берегу Петрозаводской губы - самого западного из заливов Онежского озера, при впадении в нее речек Лососинки и Неглинки. В его окрестностях русские поселения существовали уже в XV столетии (Шуйский погост). Начало Петрозаводску положил Петр Великий, приказавший в 1703 г. построить завод, названный Петровским. Благодаря заводу, явилась Петровская слобода, которая, потеряв значение после закрытия Петровского завода (1727), получила его вновь в 1774 г. с построением другого завода, существующего доныне. В 1777 г. Петровская слобода сделана уездным городом Олонецкой провинции Новгородского наместничества и переименована в Петрозаводск.
Оказавшись в Петрозаводске, мы долго искали  здание Речного вокзала, что дало нам возможность увидеть город.  Когда же мы, все-таки, его нашли, он был уже закрыт.
Надо было решать, как  и где мы проведем ночь. В  Важоезерском  монастыре нам рассказали, что, вероятно, в Кондопоге нас сможет приютить местный священник  о. Лев. И мы отправились в Кондопогу. До нее от Петрозаводска чуть более 50 км.  Город расположен на берегу Кондопожской губы Онежского оз. Пристань. Успенская выставка — древнее, изначальное название административной территории, ныне являющейся Кондопожским районом Республики Карелия. Ее возникновение относится ко времени Новгородской республики. Уже тогда произошло "выставление", то есть переселение части жителей Никольского Шуйского погоста к устью реки Суны и создание там прихода церкви Успения пресвятой Богородицы. Одновременно кондопожские места осваивали и выходцы из Спасского Кижского погоста.
Не без труда отыскали дом батюшки. Перед нами предстал огромный двухэтажный кирпичный особняк. О. Сергий пошел на разведку. Вернулся только через полчаса: все это время о. Лев объяснял, что забраться в такую глушь с целью паломничества – глупость, а напоследок предупредил, что в окрестностях множество энцефалитных клещей. Принять нас он не мог – оказывается, значительную часть дома занимает иконописная школа.
Стоянку мы  нашли на берегу реки Сунны.  Было уже около 11 вечера.


   


Нас выручают белые ночи.  Прежде чем покинуть авто-убежище мы обработали все вещи  аэрозолью против клещей, плотно замотали на голове  платки, до кончика носа затянули капюшоны и принялись за разбивку лагеря. Решили, что палатки в этот раз поставим только три. В результате о. Сергий с Федей и Антошей спали в машине. Кто-то пошел спать, а  кто-то еще долго сидел у костра.


       


Глубоко за полночь, но совсем светло и поют  птицы. Скоро покажется солнце.

15 июня, пт.
Ночью шел дождь.  Но было тепло и уютно. Утром встали:  трава мокрая, кругом лужи,  на небе тучи. Пасмурно.  О. Сергий должен был ехать  в Петрозаводск на встречу с о. Николаем Озолиным,  настоятелем храма на острове Кижи. Он  обещал помочь нам добраться до его храма, где мы хотели быть  на воскресной Литургии.  Было ясно и то, что необходимо искать ночлег в четырех стенах.  Наша группа разделилась: кто-то остался готовить обед, а кто-то поехал с о. Сергием в Петрозаводск. О.  Николай заказал  для нас катер и  договорился, чтобы мы, как паломники смогли без билетов сойти на берег острова-музея Кижи.  Надо было решать вопрос  о ночлеге.  На одном из буклетов с картой города мы увидели  обозначение храма.  Может быть, там нам  смогут  помочь?   И мы отправились  на его поиски. Это оказался кафедральный городской собор св. блгв. кн. Александра Невского.  Он был  построен в память Отечественной войны 1812 года в стиле высокого классицизма.


  


Храм был возведен при Александровском заводе на пожертвования рабочих и горожан в 1831 году.  В храме мы встретили наместника собора - о. Иоанна, который, войдя в наше положение,  согласился  предоставить  нам  ночлег в приходском доме.  Кроватей там нет, но спать на полу уже кажется роскошью.  Теперь впереди у  нас целых две ночи  под крышей. И все удобства. Можно готовить на плите, а посуду мыть под краном. В это даже верится с трудом. 

Пока о. Сергий  был в Петрозаводске,  дежурные по лагерю прилагали героические усилия для приготовления обеда.  Задача была повышенной сложности.  Временами начинал идти дождь, а порывы ветра достигали  угрожающей силы.  С одной из палаток сорвало тент,  а рядом  ветром наклонило столб электропередач.    
После обеда было решено ехать на водопад Кивач, воспетый Г.Р. Державиным,  бывшим первым  Олонецким губернатором. Гавриил Романович посвятил ему в  1791 г. знаменитую оду «Водопад». Он является вторым по величине, после Рейнского, равнинным водопадом Европы. Высота падения воды составляет 10,7 метра. Сжатые базальтовыми скалами воды реки Суна  тяжелыми литыми потоками обрушиваются вниз, образуя мощный, пенистый водоворот и создавая впечатляющий шум. По выражению Державина:  «Алмазно сыплется гора».  Мы все были поражены  величественной красотой этого места. 


   


   


Зашли в  музей природы,  где  нам подтвердили  информацию о клещах: их много, и 16 из 100 – инцифалитные. 
Вернувшись в Кондопогу, мы  решили посетить храм Успения Пресвятой Богородицы, считающийся одной из жемчужин русского деревянного зодчества. Нынешняя церковь - четвертая по счету на этом месте. Первый храм был построен в первой половине XVI столетия и вскоре сожжен, как тогда говорили «немецкими людьми», скорее всего шведами. Вскоре местные жители поставили новую церковь. Она тоже простояла недолго и была сожжена «немецкими людьми» или «Литвой и русскими ворами казаками» в  Смутное время. Храм возвели вновь, его описание датируется 1616-1619 гг. Он был теплый, имел  шатровое завершение, при нем имелись трапезная и колокольня. Тот храм, который мы видим, был  построен  в 1774 г. Раньше  рядом  с ним стояла  шатровая колокольня, той же высоты, и зимняя церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы,  поставленная в 1857 г.



В начале 1930-х гг. зимний храм и колокольня еще не были уничтожены, но кресты с церкви были сняты. Об этом свидетельствует  счастливо сохранившаяся в краеведческом музее Кондопоги крошечная, потускневшая от времени фотография.  Теперь Успенская церковь одиноко стоит на озерном мысу.


Успенская церковь в Кондопоге


В настоящее время храм действующий, но находится в «совместном пользовании» музея и епархии.   Мы стояли у закрытой  церкви, дул сильный ветер, волны бились о берег, тучи низко нависали над озером, создавая суровую и величественную картину.  Нас заметила смотрительница музея. Она открыла для нас храм и разрешила зайти – но только по билетам! Ведь сегодня не воскресенье и мы пришли не на службу.  Сегодня храм в ведение музея и  мы обязаны платить за вход.


  


Из Кондопоги  наш путь лежал в Петрозаводск, где в приходском доме   храма  св. блг. кн. Александра Невского нас ждал ночлег.


   

16 июня, сб.
Утром решили рано не вставать, и как следует выспаться. Прошла уже неделя как мы в пути.  Вечером нам рассказали, что в подклети храма есть душ и мы можем им воспользоваться. Но как показала практика, теплой воды в нем хватает только на одного человека, после чего следующему надо ждать несколько часов пока вода нагреется.


      

 
Прочитав правило и позавтракав, отправились в краеведческий музей.  В музее мы  посетили целый ряд  экспозиций: «Первобытное монументальное искусство», «История  Мурманской железной дороги», «Петрозаводск с птичьего полета» и «История Петрозаводска». В отдельном здании  разместилась экспозиция «Животный мир Карелии».  Вход в него мы нашли далеко не сразу, а пока  его искали – потеряли Леву и двух Вань.  После осмотра экспозиции о. Сергий с Федей и Олей поехали встречать нового участника  нашего паломнического путешествия – Сергея, которого должна была доставить на железнодорожный вокзал бабушка и передать из рук в руки  батюшке.  Оставшиеся члены группы  решили  дойти пешком до храма вмч. Екатерины.  Но  на полпути выяснилось, что Антоша где-то забыл свою куртку.  Возвращаться дружно в музей не было возможности: иначе до храма никто бы не дошел. Чтобы не отпускать Антошу одного, было решено отправить вместе с ним Кирилла.  Впоследствии куртка нашлась в рюкзаке у пропавшего Левы.   Еще более поредевшая  группа  продолжила свой путь к храму. Зашли в попавшийся по дороге небольшой выставочный павильон.  В одном зале размещалась выставка  замечательных фотографий с видами Карельской природы, в другом была выставка-продажа изделий народных промыслов.  Но вот мы наконец-то добрались до Екатерининской  церкви.  Церковь стоит на кладбище. В советское время это была одна из двух  действующих церквей.  Она построена в память столетия переименования Императрицей Екатериною II Петровской слободы в город Петрозаводск. Церковь освящена в 1878 г. Храм деревянный. Имеет два престола — во имя вмц. Екатерины и святителя Николая Чудотворца. Иконостас храма, являющийся списком с икон Владимирского собора города Киева, перенесен из разоренной каменной церкви пос. Вехручей. Главные святыни храма: иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”, “Владимирская”, “Тихвинская”, “Троеручица”, вмц. Екатерины, свт. Николая Чудотворца. Иконы храма мироточили в 1999 году.
Когда добрались до дома, там были уже  потерявшиеся  Вани со Львом.  Вань в наказание  отправили на гауптвахту: чистить картошку.


    


К  шести часам  пошли в  Александро-Невский   собор на Всенощную. О. Сергий сослужил наместнику храма о. Иоанну и всему кафедральному духовенству.  Служба проходила в правом пределе – Всех святых в земле Карельской просиявших, центральный был закрыт на реставрацию.


   


Главные святыни храма: Владимирская икона Божией Матери, подаренная собору Святейшим Патриархом Алексием II, частицы мощей Параскевы Пятницы, прп. Антония Римлянина и частица посоха Аарона, переданные собору Краеведческим музеем в 2000 г., икона св. блг. кн. Александра Невского, преподнесенная в дар собору вместе с богато украшенным киотом работниками Онежского тракторного завода, бывшего Александровского, икона Карельских святых, икона блаж. Фаддея Петрозаводского. Во дворе храма находится надгробие, бывшее раннее  над его могилой. Происходил блаженный Фаддей из Олонецкого края. Был он мирянин, жил в уединении.  Под темной свиткой носил жесткую власяницу и вериги с железным крестом на груди. В руках его неизменно был железный посох. Постоянно занятый трудом и молитвой, преподобный употреблял только постную пищу. Приходил  иногда в  слободу, беседовал  с рабочим людом. В слободе часто приступали к Фаддею сектанты с разговорами о вере, на что он неизменно отвечал им чтением Символа Веры, спрашивая, так ли они содержат, а когда получал лукавые ответы, от дальнейших приставаний оборонялся своим посохом.  Тем, кто обращался к нему за словом утешения, разъяснения, совета, тем он отвечал кротко, сердечно, иногда ясно, а иногда прикровенно, юродствуя, и лишь по времени становился понятным смысл его речей. Внешним видом своим он напоминал нищего, поэтому люди охотно давали ему милостыню, которую Фаддей тайно раздавал беднякам. Когда император Петр I приезжал на завод, то приказывал пускать к себе  блаженного старца, он  очень ценил эти встречи, из его бесед он  мог узнать  о реальных  нуждах простого народа. Когда Петр был там в последний раз, блаженный предвидя скорую кончину Государя, попрощался с ним, говоря что более они не увидятся, что более он сюда не приедет. Слова прозорливого старца тяжело отозвались в сердце Петра. Он в волнении велел присмотреть прилично за Фаддеем. Но слуги переусердствовали и засадили старца в острог.
Года не прошло, как исполнилось скорбное предсказание блаженного. Незадолго до смерти Государь вспомнил о предсказании Фаддея, справился, жив ли он, и, узнав, что старец содержится в заключении, послал на Петровские заводы гонца с приказом, освободить блаженного и выдавать до смерти пенсию.  Старец от пенсии отказался, продолжая жить подаянием. Не прошло и года, как он скончался. Вскоре над могилой блаженного выстроили деревянную часовенку, освященную во имя апостола Фаддея. В XX веке власти разрушили часовню и срыли могилу блаженного. На ее месте построили театр.
После  Всенощной  мы вернулись в приходской  дом. Поужинали.  Те, кто собирался  в воскресенье  причащаться,  исповедовались у  о. Сергия и выслушали молитвы ко Святому Причащению. 

17 июня, вс.
Сегодня  мы  будем на  Литургии  в Кижах. Это  главная  цель нашего  путешествия. 8.45 катер  отплыл к заветному острову.


   


Путь до него занимает около полутора часов.  В половине одиннадцатого должна  начаться служба.   Мы летим по просторам Онежского озера.  Вокруг: вода да небо. Берегов  не видно,   иногда  только  мелькают небольшие  острова.


  


И вот уже видны  купола храмов, немного захватывает дух.  Катер пристает, и мы сходим на берег. У нас всего три часа, дольше быть гостям на острове не разрешают, слишком много желающих его посетить.  Туристы приезжают со всего мира, а вот паломников, как мы почти нет.
Весь остров является  музеем  деревянной архитектуры под открытым небом, который включает в себя памятники Кижского Погоста, внесенные в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО, крестьянские дома и  хозяйственные постройки.   На  нем  три церкви. Самая знаменитая – Спасо-Преображенская.

   


Церковь Преображения Господня (1714 г.) возведена на месте старой, сгоревшей от удара молнии. Настоящие имена создателей церкви неизвестны. Высота церкви — 37 метров. Церковь построена в традициях русского плотничьего ремесла — без гвоздей (за исключением «чешуек» на лемехах куполов - там они «прихвачены» маленькими гвоздями). По своему типу храм — «летний», зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Основой композиции сооружения является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной. На нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров.  Церковь увенчана 22 главами, размещенными ярусами на кровлях прирубов и восьмериков, имеющих криволинейную форму типа «бочки». Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придает своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Трапезная перекрыта трехскатной крышей. Вход в церковь выполнен в форме двухвсходного крытого крыльца на консолях.
Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. на полвека позже.  Безымянным зодчим предстояло ответить на вопрос: каким должен быть новый храм, чтобы не потеряться рядом с двадцатидвухглавым чудом Преображенской церкви?
Решение было найдено: Покровская церковь отвечает Преображенской своеобразным архитектурным эхом.
Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья - церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна, Покровская же, как бы уравновешивая ее композиционно, расширяется кверху в верхней части восьмерика и завершается плавным повалом.
Рядом с двумя этими храмами строит третий.  Он был перевезен из закрытого Муромского монастыря. Считается, что это самая древняя деревянная церковь в России - церковь Воскрешения Лазаря.

Церковь Воскрешения Лазаря

Предание говорит, что она  была построена преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году.
Литургия совершалась в Покровской церкви. О. Сергий сослужил о. Николаю.  Кроме нас в храме почти некого не было.  


   


Литургию   о. Николай совершает особенно:  молитвы евхаристического канона читаются им  вслух и не параллельно пению хора, а попеременно с ним.  После Богослужения  о. Николай  поздравил  всех  с совместной молитвой и Причастием.  О. Сергию он преподнес просфору.


     


К сожалению, у нас уже не было времени на экскурсию, нужно было торопиться на катер.  Грустно, что в этом дивном месте нельзя задержаться. Катер отплыл от острова. Мы все стояли на  палубе  и   долго смотрели на удаляющиеся храмы.  Но вот их уже не видно и можно спуститься  в салон.  После стольких впечатлений  все уснули.  Впереди  у нас еще был  долгий день,  длинный путь.
Пообедали  в приходском доме, ставшим нашим пристанищем на эти  дни, собрали вещи - больше мы сюда уже  не вернемся, и отправились на знаменитый курорт Марциальные воды.  От храм Александра Невского нам дали проводника. По дороге, пока еще не выехали из города, он нас решил завести в древнейшую из сохранившихся в Петрозаводске церквей – Сретенскую. Стоящая на монолитном камне на берегу пролива, соединяющего Логмозеро с Онежским озером, она  кажется выплывающим из глубины столетий прекрасным кораблем.


   


В старину на этом месте был мужской монастырь, основанный в конце XVI столетия.  Упразднен он был, как и многие другие обители,  в царствование Екатерины II. Храм, который  мы можем видеть сейчас, был построен в 1775 г. В советское время он был закрыт и отдан в эксплуатацию различным организациям. В 1996 году Сретенский храм возвратили Православной Церкви. Но от первоначального архитектурного образа церковного здания не осталось даже следов. Многочисленные переустройства нанесли храму глубокие раны: это было невзрачное двухэтажное здание, изуродованное переделками, лишенное куполов, колокольни и высоких стрельчатых окон...
Но вот мы покидаем Петрозаводск.  Нас ждет  первый  русский курорт, устроенный по приказу Петра I.  Курорту уже около 280 лет. Сам Петр неоднократно приезжал сюда на лечение водами вместе со своими домочадцами и большой свитой сопровождения. Железистые минеральные азотные гидрокарбонатносульфатные воды обладают  широким  спектром  лечебного действия.  
Петр I приказал вблизи источников возвести храм.  И в 1721 году  была построена деревянная церковь апостола Петра – небесного покровителя императора.  Ему принадлежит план и внутреннее украшение храма. Бывало, что во время Богослужения он сам пел на клиросе, что очень удивляло иностранцев.

   


Иконостас в нем деревянный, резной работы, двухъярусный, из походной церкви. Иконы, написанные первыми русскими живописцами. В первом ярусе по правую сторону от Царских врат – вторая икона - ап. Петра. Обычно храмы освящали в честь апостолов Петра и Павла, здесь редкий пример  посвящения храма только одному апостолу.  За его иконой  – иконографическое изображение апостолов в лодке на озере, застигнутых сильной бурей и явление Спасителя на помощь утопающему ап. Петру. Интересная деталь – на апостольской  лодке флаг Государства Российского.


  


Интересна икона Христа Спасителя справа от Царских врат, на ней спаситель изображен с державой в виде штурвала.

В храме сохранились некоторые вещи работы самого императора Петра Великого: на Горнем месте – деревянный восьмиконечный крест с изображением Спасителя в терновом венце; деревянный ковчег с крестом, 5 деревянных подсвечников, выточенных довольно искусно и окрашенных темно-коричневой с голубыми узорами краской,     деревянный резной аналой. В храме от петровской эпохи остались также две чугунные литые печи в форме античных ваз.
  Пока мы пили воду из четырех скважин, о. Сергий зашел в здание музея  -   и  в последний момент поймал уходящую сотрудницу. Она нам открыла храм. Он в настоящее время принадлежит музею,  только на престольный  праздник, 12 июля, совершается  молебен.
Недавно рядом с санаторием построили  новый храм в честь иконы Пресвятой Богородицы Живоносный  Источник.
Уже вечерело. Мы надеялись, что сможем переночевать  в с. Шелтозеро  у  о. Досифея. Это около 80 км от Петрозаводска. Сегодня начинается наш путь домой. Правда, вернемся мы только в пятницу, впереди  у нас сотни  километров пути.
Позвонили о. Досифею. Оказалось, что все места в странноприимном доме заняты трудниками.  О. Досифей занимается восстановлением Ионо-Яшезерского монастыря.  Преподобный Иона, основатель монастыря, был апостолом вепсов. В настоящее время день  памяти преп. Ионы Яшезерского (5 октября) имеет статус национального праздника вепсского народа. Вепсы, древний угро-финский народ, известный в истории под именами веси и чуди   -  автохтонное (коренное) население Северного Межозерья — района, расположенного между тремя озерами: Ладожским, Онежским и Белым.
Если в Шелтозере нас приютить не смогут, то надо искать место для палаток на берегу Онежского озера. 
Мы уже больше  часа ехали вдоль озера.  Оно то мелькало сквозь деревья, то совершенно скрывалось за ними.  Удобного съезда к воде мы не видели.
Часа через два мы  доехали до Шелтозера.  Шелтозеро является центром Вепсской  национальной  волости. Поселение известно с 1543 г. Мы оказались в районе  компактного проживания вепсов. В этом селе в нарядном двухэтажном деревянном  доме располагается  этнографический музей вепсской культуры. Дом украшен резным балконом и наличниками  с филенчатыми ставнями. На первом  этаже этого красавца-дома сейчас воссозданы интерьеры вепсского крестьянского жилища конца ХIX начала ХХ вв.   



В 2000 г. в Шелтозере  был создан  Спасо-Рождественский приход, через три года он был преобразован в подворье Благовещенского Ионо-Яшезерского мужского монастыря, расположенного в километрах 20 от села.  Обитель находится на грани полного уничтожения, храмы, стены и другие постройки в критическом состоянии, специалисты считают, что без срочных работ по его спасению через несколько лет реставрировать будет нечего. Пока службы проходят на подворье.
В начале века в селе было две церкви: Горне-Шелтозерская, Ильинская церковь (1682 г.) и Шелтозерско-бережная, Преображенская (1776 г.). Один из этих храмов до сих пор используется под сельский клуб, а погост служит местом провидения массовых гуляний. Комиссия по землеотводу высказала предположение, что соседство с монашеским подворьем помешает целям и задачам, поставленным перед домом культуры, и отказала монастырю в постройке подворья на земле исторически принадлежащей приходу, рекомендовав построить его где-нибудь в другом месте. Мы не сразу нашли действующую церковь:  это  дом, внешне ничем не отличающихся  от  прочих сельских строений.  Лев прокомментировал: «Вот вам и памятник деревянного зодчества!»
Едем дальше в надежде найти стоянку у озера. Дорога - извилистая грунтовка, к которой тесно прижимается густой  лес.  Все оказывается не так просто, как мы полагали.  В безлюдных местах нет съезда к  воде. Хороший подъезд  только там, где деревни. В непосредственной близи от домов палатки разбивать не хотелось. Так мы проехали несколько деревень. В некоторых из них мы видели храмы, но останавливаться  уже не было возможности.  Еще совсем светло, но на самом деле уже поздний час.
В селе Щелейки мы разделились. О. Сергий со Львом поехали на Фольксвагене искать место для стоянки,  а мы  остались любоваться  открывавшимися видами.


Церковь Дмитрия Мироточивого в Щелейках Церковь Дмитрия Мироточивого в Щелейках
Крыльцо церкви Дмитрия Мироточивого в Щелейках


Село Щелейки расположено на самом востоке Ленинградской области, невдалеке от берега Онежского озера. Село известно своей замечательной по красоте церковью Дмитрия Мироточивого Солунского, построенной в 1780 –1783 гг.  Церковь стоит  в центре деревни, немного в  стороне от дороги  в небольшой не заросшей лесом котловине.  С запада к ней  примыкает шатровая колокольня, они соединены высоким крытым переходом, украшенным резными столбами и причелинами. Восьмерик колокольни расположен на невысоком четверике, который насквозь прорезан аркой.   Дмитриевскую церковь закрыли в 1932 году, и до сих пор службы в ней не проводятся. С  шести главок (шестая венчает алтарную часть)  сняты   кресты.
Пока мы фотографировали храм, вернулись о. Сергий со Львом:  их  поиски не увенчались успехом.  Решено было вернуться на шесть километров назад в  деревню Гимрека. На возвышенности в некотором удалении от деревни расположен  наиболее хорошо сохранившийся ансамбль Прионежья: Рождественская церковь 1695 года, колокольня и рубленая ограда погоста с резными воротами. Церковь видна с любого конца деревни и за многие километры с Онежского озера. Шатер церкви поставлен на восьмерик, украшенный двумя рядами фронтончиков.  С запада к небольшой трапезной примыкает двухвсходное крыльцо, фасад которого напоминает скорее старинный сказочный терем – так богато украшен он резными причелинами, доской ветреницей, столбиками с объемной резьбой. 

Ансамбль Гиморецкого погоста: Рождественская церковь 1695 года и колокольня  Ансамбль Гиморецкого погоста


На  холме у церковной ограды  в высокой траве  мы решаем разбить наш лагерь.  Отсюда открывается удивительный вид. Солнце садится за храм. Время близится к полночи.  Поднимаются тучи мошки. Она всюду. Мелкая и злая.  Надо быстрее ставить палатки. Мы обвязались платками: так, что бы голова была закрыта полностью. О.Сергий  затянул капюшон,  так  что виден только кончик носа.   Ужинаем в ПАЗике.  Костер не разводим: нет дров - мы  стоим среди нескошенного  луга.  И почти нет воды.  Разве что с Марциальных источников. Но она - лечебная, и, как оказалось, пить ее надо свежей, так как очень быстро происходит окисление содержащегося в ней железа. Она становится  коричневого цвета. Да и по вкусу для приготовления пищи она не подходит.  Приходится  обойтись  без чая.  Правило при свете вечерней  зорьки  читаем в ПАЗике.  Но вот солнце зашло, но не стемнело.  На Севере время  белых ночей. От мошек хочется поскорее укрыться в палатке.  Но вокруг такая красота, что жалко спать. Внизу, за деревней, в просветах между деревьями синеет  Онежское озеро.   Постепенно небо заволокли серые тучи.  Мы уже спали, когда  услышали, что начался дождь. Всю ночь он  стучал  в матерчатый потолок палатки.  Мысль сквозь сон:  «Возможно, он прибьет мошку».
18 июля, пн.
И вот утро: серое и мокрое. И мошка. Её почти   не прибило.  А может,  мы сами виноваты, что она злится.  Ходим  по высокой траве, где она прячется, нарушаем  ее покой. 
До озера далеко. Умыться негде. Кто-то подает идею: умываться дождевой водой  с травы.
Несмотря на дождь, сворачиваем лагерь. На опыте поняли преимущество новых палаток: их можно собирать в такую погоду, не намочив внутреннюю часть.  Кстати  прошлогодние  палатки  в этот раз мы не ставили: они мокрые еще  с ливня на р. Суре.
Готовить завтрак невозможно. Собравшись в ПАЗике  читаем утреннее правило и отправляемся в путь.  Доезжаем до переправы через р. Свирь и ждем паром.  Есть время сходить в магазин за провизией и как-нибудь перекусить. Завтрак в этот раз, в ожидании переправы,  проходит раздельно: в ПАЗике и в Фольксвагене. Но вот и паром.  Мы стоим на его борту и любуемся суровой красотой северной реки.


   


Едем дальше и приезжаем в г. Подпорожье.  Что интересного можно увидеть в этом городе? Ловим прохожих. Нам попадаются два, как оказалось, совершенно пьяных мужика, которые, однако, весьма охотно соглашаются показать дорогу  до храма в с. Важины.  Мы спрашиваем их и о городском соборе. Они готовы  его показать, и привозят  нас на место, где стоит поклонный Крест. Петропавловский собор был закрыт в 1930-е годы и взорван в 60-е годы XX века. К концу столетия в Лодейнопольском и Подпорожском районах оставался действующим только один храм Воскресения Христова в пос. Важины.
Место, где он стоял, сейчас благоустроенно.  Напротив  Креста – церковный подсвечник. Вокруг стоят скамейки. Разбит цветник.
Едем дальше.  Проезжаем гидроэлектростанцию. Вот и речка Важинка – приток Свири.  На противоположном берегу виден храм. Как долго мы  до него ехали.  Уже вторая половина дня. Мы почти не завтракали и очень голодные.  Что-то сегодня с обедом будет?  Переезжаем по мосту речку, и мы у храма.  Вокруг него – кладбище. Заходим на территорию. Церковь, к сожалению закрыта.   Но вот  и дом причта – может быть, там кто-нибудь есть?  Нас встретила матушка. С радостью приняла в доме. Позвонила мужу – настоятелю и, получив его благословение,  открыла нам храм.  Рассказала его историю. 


  


Само село Важины было заложено еще во времена Великого Новгорода, стремившегося присоединить к своим владениям северные земли. Первоначальная деревянная церковь Воскресения Христова начала XV в. была сожжена шведами в 1581 г. и в следующем году возобновлена. В XVII веке в Важинах новгородские откупщики собирали с судов, плавающих по Свири, пошлину в "государеву казну". В 1630  на месте  прежней была построена новая, также деревянная церковь. От этих времен она и сохранилась. В 1872 – 1874 гг. пристроены приделы: прор. Илии и свт. Николая Чудотворца. С 1935 по 1942 службы в нем не проводились.  Но с 1942 по 44 год был открыт, а уже после войны, 1946 году официально возвращен верующим.  Вот отрывок из песни, посвященной  прихожанами своему храму:
Зарею алой  венчанный
И ясною звездой,
Стоит наш храм  бревенчатый
Над быстрою рекой
Пред ним крыльцо  тесовое,
Оконце высоко
Раскаты гроз басовые
Не тронули его.
Припев:  В небо молитва устремлена
Богом хранимый  храм
Воскресения Христа
Богом хранимый храм наш
на все времена.
Шли годы, шли столетия,
Менялись времена,
Менялись поколения,
То стройка, то война.
Все горести и радости,
Все перевидел он.
Стоит, не дрогнув в старости,
На берегу крутом.
Припев.
Показав храм, матушка собралась нас проводить, но на прощание спросила, не хотим ли мы пообедать. Отказаться мы были не в силах. Дружными усилиями быстро приготовили трапезу.


     


А пока сидели за столом, приехал настоятель.  Он нам посоветовал заехать на Сойгинский погост, который от села Важины отстоит  километров на 15. Дорога туда идет левым берегом реки, иногда немного углубляясь в лес. Деревня Сойгинцы расположена в  маленькой долине среди лесистых холмов, при впадении Каскесручья в р. Важинка. Сама Важинка удивительно живописна: мелкая, быстрая,  местами широко разливающаяся,  с многочисленными заводями и порожками.


  

 

В XVII веке замечательными местными умельцами здесь была возведена деревянная Никольская церковь в традициях прионежского зодчества. Восьмиугольное здание увенчано многогранным шатром, заканчивающимся небольшой луковкой. С храмом крытым переходом соединена колокольня. Обычно колокольни были типа "восьмерик на четверике". В Сойгинцах же колокольня-"шестерик на четверике". Рядом зимний небольшой храм Ильи Пророка 1864 г.


     


Мы пропели  тропарь святителю Николаю и отправились  в путь. Нам предстояло найти  ночлег. 
Позвонили  в  женский Покрово-Тервенический монастырь. Там паломников обычно на ночлег не принимают, только трудников, приехавших поработать в  обители. Но у нас были мокрые палатки.  А почти половина группы - школьного возраста.  И нас согласились принять.  Вечером мы  были в монастыре.  Разместили нас всех, также как и в Оятском монастыре,  в одной комнате. На двухъярусных  кроватях.


  


19 июня, вт.
На сестринское правило из всей нашей группы встало только 5 человек.  После завтрака – экскурсия по монастырю.


     


Окунулись в  купальне, стоящей на берегу озера.  Сестры хотели, что бы мы поработали на каком-нибудь послушании. Но у нас не было ни сил, ни времени.  Отъехали из монастыря под проливным дождем. Сегодня  к вечеру мы должны быть уже в Тихвине. 
По дороге  присматриваем подходящую стоянку. Обед  сегодня снова готовить будем   на костре.   Ищем место у реки – а вдруг удастся наловить рыбу на уху. Останавливаемся у безымянной  для нас речки.  Наш водитель первый закинул удочку – и тут же вытащил рыбку. Клюет!  Решено – стоянка будет здесь. Кто-то пошел за  дровами, кто-то ловит рыбу, кто-то готовит обед. Но вот костер горит, вода кипит. А рыбы 3 штуки на всех.
После  обеда продолжаем  наш путь.  Когда мы приехали в Тихвин, было уже достаточно поздно.  На ночлег мы  устроились в общежитии медицинского училища.
20 июня, ср.
Рано утром  поехали в монастырь на Литургию. Но службы не было.  Подождали, пока откроется монастырское кафе-трапезная для паломников и  туристов. После завтрака нам провела экскурсию по монастырю директор музея-заповедника.


  


  


Экспозицию музею мы уже осмотрели сами.
А потом в сопровождении директора музея  поехали в Троицкий женский скит Тихвинского монастыря.  Там всего две пожилые монахини. И у них 4 приемные  девочки на воспитании.


  


Сходили на источник. Окунулись. Помогли матушкам принести с него воды в монастырь.


  


Были  в Антоние-Дымском монастыре,  пока это  подворье Тихвинского монастыря. Окунулись в святом озере. По существующей традиции доплыли до камня, у которого молился преп. Антоний.  Один из насельников провел для нас экскурсию. Сводил на колокольню.


       
 


Вернувшись в Тихвинский монастырь, мы воспользовались заранее полученным благословением отца благочинного монастыря, и отслужили в пустом храме (присутствовали только паломники из нашей группы) молебен с акафистом  у чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы.
Отец Сергий помазал всех св. маслом от чудотворной иконы.


      


21 июня, чт.
Утром выехали из  Тихвина. Сегодня нам предстоит преодолеть значительное расстояние до  Николо-Теребенского монастыря, который находится в Максатихинском районе Тверской области.  А завтра к вечеру мы должны быть уже дома.
По дороге, мы поехали через Устюжну, и не ошиблись. Во-первых, дорога оказалась короче, чем та по которой мы собирались ехать изначально, а во-вторых мы посетили Казанскую церковь с удивительной колокольней. Храм не закрывался в советское время.


 
 


По дороге делаем привал. Разводим костер. Готовим обед. И первый раз за все путешествие играем в футбол.


  


Когда мы приехали в монастырь, шла служба.  Нас приняла матушка, и благословила идти в храм. Сказав, что служба уже кончается.  Служил один священник. Несколько женщин из мирян пело на клиросе.  Из прихожан в храме никого  не было.  Часа через два Богослужение закончилось, и  мы   были приглашены в покои настоятельницы. Она рассказала нам об обители. Оказалось, что в монастыре кроме настоятельницы подвизается лишь одна послушница. Матушка благословила нас поужинать в монастырской трапезной, и переночевать в монастырском домике.


 


22 июня, пт.
Утром была отслужена Божественная Литургия. По нашей просьбе начало богослужения было перенесено на более ранний срок, так как нам  предстояла долгая дорога домой. Многие причащались. После службы нам показали монастырь. Удивительные фрески в полуразрушенном соборе уже не первый год чудесным образом обновляются.
Матушка Ольга накормила нас вкусным обедом.  Первое готовила она сама, поднявшись ни свет, ни заря (а может быть и совсем не ложившаяся спать).
Детей,  как путешествующих, благословили есть молочные продукты. Оно здесь свое, парное, от монастырской коровы. А потом священник, служащий в обители, покатал по просьбе матушки Федю и  Антона на  монастырском ослике.
Но вот наступило время отъезда. Сегодня мы будем в Москве.

А в воскресенье мы все увидимся на благодарственном молебне по случаю окончания нашего паломнического путешествия.

 

в начало страницы

 

История храма | Как добраться до храма | Контакты | Как помочь храму | Задать вопрос священнику | Администратор сайта

.