hramiosif.ru ENGLISH VERSION
Русская Православная Церковь. Московская митрополия. Епархия Подольская и Люберецкая.
Видновское благочиние, поселок Развилка

НОВОСТИ ХРАМА -
В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ:


YoutubeИосифо-Волоцкий храм поселка Развилка

ВКонтакте – Иосифо-Волоцкий храм п.Развилка

Техподдержка


Шестой год священник Сергий Ефимов, настоятель храма преподобного Иосифа Волоцкого поселка Развилка со своими прихожанами совершает паломнические поездки по русским землям. В этот раз мы побывали на Смоленщине и в Белоруссии. Земли эти, пограничные с католическим Западом, подвергались многочисленным завоеваниям, принадлежали различным государствам, поэтому богаты они не только святынями, но и историческими местами, интересными памятниками архитектуры, которые было также интересно посмотреть.

Паломничество началось 1 августа в день памяти преподобного Серафима Саровского с традиционного молебна о путешествующих. После окропления машин святой водой все заняли места в ПАЗе, любезно предоставленном АТП ВНИИГАЗа, и трех легковых машинах. В этот раз группа, насчитывавшая 34 человека, по большей части состояла из детей от 1 до 16 лет. Но, несмотря на такую разницу возрастов, интересно оказалось всем.

1

Первым пунктом нашего путешествия был Вяземский Иоанно-Предтеченский женский монастырь.

Принимали нас здесь с замечательным гостеприимством – накормили вкусным ужином с колбасой и сыром, позволили поставить палатки под дубами, посаженным патриархом Алексием II.

Монастырь этот основан в 16 веке преподобным Герасимом Болдинским в глухом ольховом лесу, где с давних пор был притон воров, разбойников и буянов. Пробыв в монастыре 7 лет, преподобный вернулся в Болдинскую обитель, а Вяземский монастырь приобрел известность и пользовался вкладами царей и известных людей. Именно на деньги царя Михаила Федоровича была построена уникальная трехшатровая церковь Одигитрии, где на следующий день 2 августа (память Ильи пророка) отец Сергий служил литургию. После службы нас опять накормили вкусным обедом,

а дети помогли собрать мусор вокруг стен монастыря.

Набрав вкусной воды из монастырского колодца, что было очень актуально, поскольку погода стояла жаркая, мы двинулись по дороге к Смоленску. Путь наш лежал через город Дорогобуж, где мы зашли в новую деревянную церковь Казанской Богоматери – подворье Герасимо-Болдинского монастыря

и в незаметный женский Димитриевский монастырь. Известен он, наверное, только тем, что храм его, возведенный в начале 18 века, был первым каменным зданием города.

Оттуда мы проехали в знаменитый Троицкий Герасимо-Болдинский монастырь.

Он был основан преподобным Герасимом в начале 16 века и пользовался большой известностью. Его уникальные постройки 16 века были взорваны в годы Великой Отечественной войны. Теперь все они восстановлены по проекту П.Барановского, а монастырь с 1991 года вновь действует. Приложившись к мощам преподобного и сфотографировавшись на фоне обители,

мы отправились дальше в Смоленск, где нас уже ждали при храме святой великомученицы Варвары, в Православном молодежном духовном центре.

Здесь нас накормили ужином и разместили на ночлег в актовом зале и библиотеке Центра.

На следующий день сотрудница Центра провела нам экскурсию по городу. Началась она со старейшего храма города – Петропавловского,

расположенного рядом с Варваринской церковью, где мы ночевали. Церковь эта основана благоверным князем Ростиславом Смоленским как домовый храм его княжеской резиденции. Оттуда мы проехали в храм святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова,

построенный князем Романом, старшим сыном Ростислава на высоком холме в 1173 году, а затем в церковь Архангела Михаила (Свирскую),

возведенную Давидом, младшим сыном Ростислава в 1191-94 годах. От этого храма нам показали место, где расположен колодец в устье реки Смядыни, где по преданию принял мученическую кончину благоверный князь Глеб.  Затем мы прошлись вдоль части крепостной стены с башнями

и посмотрели ряд памятников, которыми так богат Смоленск – сквер «Памяти героев»,

«Благодарная Россия героям 1812 года», известный как «памятник с орлами»,

зодчему Федору Коню,

автору крепостных стен, посетили парк Блонье со скульптурой оленя, на которую радостно уселись наши дети.

В этом же парке мы увидели памятник Глинке

с оригинальной решеткой, на которой отлиты нотные отрывки из произведений композитора.

Здесь мы подождали музыку, которая должна была звучать в 12 часов, но почему-то не прозвучала. Наш осмотр памятников мы завершили скульптурой Твардовского, изображенного со своим героем – Василием Теркиным.

Потом мы посетили Спасо-Авраамиев мужской монастырь,

запомнившийся мальчикам дырой от французского ядра, засевшего в алтаре соборного храма.

Наконец мы, усталые, добрались по крутой лестнице до Успенского собора.

От подножия лестницы мы бросили взгляд на Одигитриевскую надвратную церковь,

где находилась Смоленская икона Богоматери. Существующий Успенский кафедральный собор был освящен в 1772 году. Внутри он поражает пятиярусным 30-метровым резным иконостасом в стиле барокко.

Святыни собора соответствуют городу-герою многочисленных войн. Мы приложились к Смоленской иконе Богоматери, чудотворному списку, вдохновлявшему воинов на Бородинскую битву,  и до 1941 года находившемуся в надвратной Одигитриевской церкви. Также в храме находятся сандалии святого мученика Меркурия,

военачальника смоленского князя, родом из Рима, который, поддерживаемый Богоматерью, одолел татар и защитил город. Мощи его, положенные в Успенском соборе, были утеряны во время нашествия поляков, доспехи же бережно сохранялись. К сожалению, до нас дошли лишь сандалии – копье забрали французы в 1812 году, а в 1954 году был похищен шлем. Также в Успенском соборе хранится плащаница «Положение во гроб», вышитая Евфросинией Старицкой. В 1812 году французы вывезли ее вместе с другими ценностями из Московского Успенского собора. На территории Смоленщины она была отбита у неприятеля и передана в Смоленский Успенский собор, где по решению Александра I и Кутузова, оставлена на вечное хранение.

Усталые и голодные мы купили пирожков в палатке у собора

и вернулись в Центр при Варваринской церкви, где пообедали и выехали в сторону Беларуси. Мы планировали ночевать в Спасо-Евфросиньевском монастыре. Но Господь распорядился иначе.

Принадлежащий организации автобус не пропустили через границу. Все расстроились и стали думать, что делать дальше. Наконец решили отогнать ПАЗик в Москву, а оттуда взять легковые машины. Трое водителей уехали в ночь, а остальные на имевшихся машинах в два захода переехали границу и разбили лагерь на берегу озера под Лиозно.

Следующий день – 4 августа – был днем отдыха. Погода  была жаркой, вода в озере – теплой, и дети купались столько, сколько хотели.

В перерывах  купания проходил шашечный турнир (начатый еще вечером в Смоленске), ловля рыбы и катание на резиновых лодках.

К вечеру из Москвы вернулись водители, и утром 5 августа, собрав палатки, мы, колонной из 6 машин, направились в Полоцк. По дороге заехали в Витебск. Мы зашли в женский монастырь Святого Духа, красиво расположенный на высоком берегу Западной Двины, но в храм нас не пустили, сославшись на ремонт.

К полудню, удивляясь хорошему качеству белорусских дорог и количеству аистов на полях,

приехали в Полоцк.

Экскурсовод рассказала нам житие святой Евфросинии и историю обители. Святая княжна, в миру Предислава, красивая лицом и необычайно образованная для своего времени, в 12 лет покидает родительский дом и уходит в монастырь, где подвизалась ее родная тетка. В монастыре она продолжает образование, а затем открывает скрипторий, где сама переписывает книги, продает их, а деньги раздает нуждающимся. Затем святая основывает женский (первый на территории Белоруссии) монастырь и делает его центром образования - открывает образования – открывает училище, собирает библиотеку. По ее проекту строится и расписывается существующий Спасо-Преображенский собор,

заказывается драгоценный крест-ковчег со святынями, привозится Эфесская икона Богородицы. Перед  смертью святая отправляется в паломничество в Иерусалим, где и преставляется ко Господу. Позднее ее мощи были перенесены в Дальние пещеры Киево-Печерской лавры, в 1910 – торжественно возвращены в Полоцк. В этом году монахини праздновали юбилей этого события, и Спасо-Преображенский собор был украшен гирляндами цветов так же, как и 100 лет тому назад.

Всех очень поразил этот маленький тесный храмик с великолепной, невиданной росписью,

переносящей нас на восемь веков назад, по молитвам Преподобной выстоявший во всех испытаниях, выпавших на долю белорусской земли.

Приложившись к мощам преподобной Евфросинии и другим святыням монастыря, мы пообедали в монастырской трапезной и направились в сторону города Вилейка. Здесь, в 15 километрах от города в деревне Забродье нас ожидал райский уголок – так называемое урочище Реутка.

Расставив палатки на берегу речки Нарочь,

мы  познакомились с «хозяином» этого места – народным художником Беларуси Борисом Борисовичем Цитовичем. Его стараниями построена деревянная часовня в которой организован музей памяти Первой мировой войны,

рядом в лесу восстановлено кладбище на месте госпиталя 1914 года, на берегу реки – парк, посвященный 40-летию Победы.

Ужин был необычным – шашлык и клубничный торт местного приготовления – в честь дня рождения одной из самых маленьких паломниц – ей исполнилось 3 года.

Все наше путешествие нами незримо руководил Господь, и очень явственно мы это почувствовали на следующий день – 6 августа – в день памяти Бориса и Глеба, которым посвящена местная часовня, о чем мы узнали, только приехав в Забродье. Отец     Сергий отслужил акафист Страстотерпцам,

на котором присутствовали, кроме наших паломников, Борис Борисович и некоторые местные жители. Поздравив Бориса Борисовича с днем Ангела,

вдоволь накупавшись в Нарочи,

после обеда мы выехали в Жировицы. По дороге, в лесу под Забродьем мы остановились на месте восстановленного кладбища и пропели заупокойные молитвы, помянув всех погибших в Первую и Вторую мировую войну.

Путь наш лежал через Лиду, где мы увидели замок – первый за наше путешествие.

Когда-то, в 16-17 вв. Беларусь была «страной замков», их было около 100, но до наших дней дошли лишь единицы. Лидский замок реставрируется, мы объехали его, не выходя из машин, и продолжили наше путешествие.

К вечеру мы добрались до Слонима, и, покрутившись по нему в поисках дороги к Жировичскому монастырю, увидели старинный костел  св. Андрея 18 в.,

Воскресенский собор,

еще какие-то исторические здания и, наконец, выехали на нужную дорогу.

В монастыре мы поужинали, разместились в гостинице и поехали на источник. Источник оказался чудесным – окунувшись в его воды, мы ощутили прилив сил – духовных и телесных.

В субботу 7 августа мы поехали в Брест. Всем хотелось посетить Брестскую крепость, о которой мы столько слышали. В крепости нам провели экскурсию по ее центральной части – Цитадели.

Нас, людей далеких от войны, потрясли ее зримые следы – кирпичи, обожженные огнеметами, руины зданий и следы от снарядов на сохранившихся стенах, надписи, выцарапанные на камнях. И радостным отдыхом явился для нас расположенный тут же на Госпитальном острове Свято-Рождества Богородицы женский монастырь

Он известен как мужской еще с 1480 г. Здесь в 1648 г. Служили свою последнюю литургию святитель Афанасий Брестский,

отсюда, прямо со службы,  его повели в Берестейский замок, где он и принял мученическую кончину. В 19 в. Монастырь был упразднен, на его месте построены оборонительные сооружения. В 2002 г. восстановлен как женский.

Подъезжая к Брестской крепости, мы видели рядом с дорогой «музей паровозов»,

и после посещения крепости и монастыря дети поспешили смотреть железнодорожную технику.

Музей действительно оказался интересным – на паровозы можно было залезть и все потрогать руками.

Перед тем как покинуть Брест мы посетили его главный храм – Свято-Симеоновский кафедральный собор.

Здесь мы как раз успели на помазание – шла воскресная Всенощная – и приложились к частичке мощей святителя Афанасия Брестского. Рядом с  собором находится памятник этому святому, около которого мы сфотографировались всей группой.

Снимок получился очень интересным – святитель как бы благословляет наше путешествие.

Был уже вечер, и мы торопились на ночлег в Жировицы. Но по дороге мы посетили руины двух усадеб – жемчужины Белорусской земли. Это неоготический дворец Пусловских  в Коссово

и классическая усадьба в Ружанах,

принадлежавшая Сапегам. Обе усадьбы сильно пострадали во время Великой Отечественной войны, но сейчас реставрируются на средства государства. Романтические впечатления от увиденного дополнила местная жительница – она рассказала предание о том, что оба замка связывал подземный ход.

Вернувшись в Жировицы мы, не заходя в гостиницу, поехали на источник и, окунувшись, смыли усталость богатого впечатлениями дня. Этой ночью мы получили еще одно видимое подтверждение Божьего попечения о нас – по всей Беларуси и соседней Литве пронесся страшный ураган, а мы ночевали в полуподвальном этаже гостиницы и слышали лишь далекие раскаты грома, да на следующий день удивлялись – откуда столько поломанных и выкорчеванных деревьев?

На следующий день в воскресенье 8 августа мы помолились на литургии в Успенском соборе,

а потом студент находящейся там Минской семинарии провел нам экскурсию по монастырю. История обители тесно связана с Жировицкой иконой Богоматери.

Эта маленькая иконка из яшмы была обретена пастухами на груше в 15 в.

Корни этой груши и почти иссякнувший источник находятся под теперешним Успенским собором. В 16 в. Деревянная церковь, где хранилась икона, сгорела, саму икону не нашли. Немного погодя местные дети увидели на камне неизвестную женщину, позвали взрослых, но когда те пришли, женщины уже не было, а на камне вновь нашли Жировицкую икону. На месте второго обретения построена Явленная церковь,

под престолом которой камень, на котором явилась икона. За этим храмом – самым старым из существующих ныне – здание семинарии, построенное в 1956 г.

В 1960-е гг. семинарию закрыли, и здесь размещались монахини Рождества Богородицы монастыря из Гродно. На самой высокой точке обители – Крестовоздвиженская церковь

со знаменитой лестницей – в каждой ступеньке был ковчежец с мощами святых. Подниматься по ней можно было только на коленях, а для спуска была лестница сбоку. В советское время мощи спасли от поругания, поместили в крест, который сейчас находится в Успенском соборе по правую сторону от Царских врат. Приложившись ко кресту и Жировицкой иконе Богоматери, мы, усталые и голодные (время было уже за полдень) пошли обедать, кто где смог, а встретились за 10 км от Слонима в селе Сынковичи. Там мы увидели уникальную церковь-крепость 15 в.

Храм столь необычен, что существует легенда, что здесь в 1382 г. «то ли в замке, то ли в крепости» во время междоусобной войны нашел прибежище Великий князь Литовского княжества Витовт и в благодарность за спасение перестроил крепость в церковь оборонного типа. Как бы там ни было, аналогов ей всего два – один в Мурованке, другой на территории современной Польши.

Из Сынковичей мы поехали в сторону Гродно. Путь наш лежал через поселок Зельва. Белорусская земля очень часто подвергалась засилью католиков – каждый из увиденных нами старинных православных храмов, начиная со Смоленска, когда-либо был католическим или униатским. Поэтому традиционный облик белорусского села – возвышающийся среди домов православная церковь и костел. (На дорогах, в деревнях часто можно увидеть стоящие рядом для поклонения православный и католический крест.) Так же было и в Зельве, и единственное, о чем мы пожалели, разглядывая ухоженный садик со статуями вокруг местного костела, что католический храм открыт,

а православный почему-то закрыт…

К вечеру мы добрались до Гродно и стали искать женский монастырь, которого мы не знали даже названия. Сперва нас послали в костел святой Марии ордена святой Бригитты 17в.

Мы заглянули в него – в тот момент там шла служба.

Наконец мы добрались до Свято-Рождества Богородицы женского монастыря в центре города.

Он очаровал своим уютом и теплым приемом. Мы как будто приехали домой – перед монастырским храмом сидела знакомая паломница из Москвы, а в самом монастыре уже месяц отдыхал отец Василий из соседних Бесед. Тесно связанной с нашим краем оказалась и история монастыря. Вернувшись в 19 в. От униат-базилиан в лоно православной церкви, монастырь успешно развивался и отстраивался. В 1817 г. была явлена святыня монастыря – замироточил образ Владимирской Богоматери, принесенный в обитель одной из послушниц. (Чудотворная икона Божией Матери Владимирская Мироточивая и сейчас находится в Рождества-Богородицком соборе). В августе 1901 года обитель была переведена в Красносток. Перевод монастыря был обусловлен его стесненным положением среди преобладающего еврейского населения, как бы запершего его от людских взоров, присутствием почти у самых врат монастыря двух табачных фабрик, окружавших его грязью и зловонием. В Красностоке обитель за короткое время стала одной из образцовых. Во время Первой мировой войны монастырь был эвакуирован в Москву. Монахини взяли с собой и чудотворные иконы. Одна из них – список с чудотворной иконы Ченстоховской иконы Божией Матери до сих пор находится в Никольской церкви села Ермолино рядом с г. Видное. После революции монахиням из Красностока был передан бывший мужской Екатерининский монастырь, который находится в теперешнем Видном. Здесь они проживали до закрытия пустыни в 1931 году. В это время Гродно оказалось уже на территории Польши, в Красностоке поселились католические монахи, а Гродненская обитель продолжала существовать как подворье. Среди всех испытаний, выпавших на его долю, монастырь действовал до 1960 г., когда сестры во главе с игуменьей Гаврилой (Рисицкой) были переведены в Жировицы, где сестры жили совместно с братией монастыря до 1992 г., когда Рождества Богородицы монастырь был возвращен верующим.

Монахини монастыря накормили нас ужином и, несмотря  на  небольшую территорию всем нашли место для ночлега. Перед сном мы полюбовались очаровательным монастырским садиком,

зажатым с четырех сторон домами, где детям разрешили собрать осыпавшуюся алычу. На следующее утро в день памяти целителя Пантелеимона отец Сергий отслужил божественную литургию,

после которой монахини покормили нас обедом с очень вкусным холодным борщом и угостили мороженым «Пушок», названным так в честь кота настоятельницы, который и изображен на обертке.

Служивший в монастыре батюшка Александр, присланный туда из Жировичской семинарии, провел нам небольшую экскурсию по городу. Самое интересное в нем – древняя 12 в. Каложанская церковь Бориса и Глеба на высоком берегу Немана.

В 19 в. Случился оползень, один из нефов и завершение храма обрушились, однако большая часть древней постройки сохранилась до наших дней. Храм интересен майоликовыми крестами снаружи

и множеством голосников внутри здания.

А еще в храме выставлена коллекция старинных антиминсов.

Был понедельник, гродненский музей, находящийся в старом и новом замках, был закрыт. Мы сфотографировались на его ступенях

и после полдника в монастыре продолжили наше путешествие.

В этот день мы посетили еще одну церковь оборонного типа – Рождества Богородицы в Мурованке.

Построена она, видимо, немного позже Сынковичской – в начале 16 в. Поэтому и впечатление она производит более утонченное – нарядный внешний облик, а внутри настоящие готические своды.

Интересно, что этот храм, возведенный полностью в западных традициях, строился как православный! Нам позволили подняться на западные башни (прохода в восточные башни в настоящее время не существует) и посмотреть на окрестности сквозь бойницы.

Не торопясь мы поехали в сторону Минска и на ночевку остановились на берегу Немана под Березовкой.

Здесь нашим рыбакам повезло – они поймали двух щук и леща и наутро сварили отличную уху.

Весь следующий день 10 августа мы посвятили знакомству с замками. Для детей это была экскурсия в средневековую (или скорее ренессансную) Европу, к которой принадлежало Великое княжество Литовское, владевшее этими землями в 16-17 вв. Начали мы с руин Новогрудковского замка, стоящие на высоком холме, откуда открывается вид на окрестности.

Рядом с замком, в сквере – памятник Адаму Мицкевичу

- белорусскому поэту, современнику Пушкина и курган, насыпанный в его честь уже в советское время.

Затем мы поехали в Мир. Мирский замок построен в 1520-е годы Юрием Ильиничем.

Он представляет собой замкнутый четырехугольный двор с пятью башнями по углам и одной проездной, обращенной к тогдашней столице Вильно. Посередине двора устроен колодец.

На рубеже 16-17 вв. замок переходит во владение Радзивиллов и приобретает вид ренессансного дворца. Сейчас замок отреставрирован, в нем устроен музей. Осмотрев музей, мы поехали в Несвиж. Несвижем с 1533 г. также владели Радзивиллы, одна из самых богатых фамилий тогдашнего Великого княжества Литовского.  Несвижский замок в его теперешнем виде еще больше похож на ренессансный дворец.

Смотрительница замкового музея посоветовала нам посетить музей в Ратуше – мы послушались и не пожалели.

Здесь нам провели интересную экскурсию, рассказав, что это древнейшая из сохранившихся  на территории Беларуси ратушных построек, возведенная (как и Несвижский  Фарный костел)

итальянским архитектором Бернардони в конце 16 в.  Из экспозиции всем особенно запомнился клад фальшивых монет.

После этого мы поехали искать место для ночлега. Но сначала заехали в город Дзержинск (ранее Кайданово), где посмотрели уникальный деревянный костел св. Анны, основанный в 1439 г.

Около Дзержинска подходящего места для ночевки не оказалось, и мы опять поехали к Борису Борисовичу в Забродье.

11 августа была память мученицы Серафимы. Так как среди наших паломниц было две девочки, названные в честь этой святой, день мы начали с молебна мученице Серафиме в часовне Бориса и Глеба.

Потом некоторые из нас поспешили поскорее посмотреть Минск, а остальные, искупавшись в речке Неман, также покинули гостеприимное Забродье.

Путь на Минск пролегал через Заславль – один из самых старых городов Беларуси, основанный предположительно в 10 в. По преданию отсюда родом была легендарная Рогнеда. Здесь мы посетили церковь Архангела Михаила,

построенную в 1577 г. как кальвинистский собор, позже ставшую католическим костелом, а с 1840 г. – православной церковью.

Из Заславля мы поехали в Музей народной архитектуры и быта, но не правильно выбрали путь и целый час плутали по проселочным дорогам, тщетно пытаясь найти вход. Попав наконец в музей

мы были приятно удивлены обширностью экспозиции и разнообразием представленных предметов крестьянского быта.

Особенно запомнился музей детям.

Посмотрев деревянные домики, усталые и голодные, мы уселись за стол в ближайшей рощице и съели четыре сладких арбуза! А потом поехали в Минск – в Свято-Духов кафедральный собор.

В этом здании (бывший собор Свято-Духова монастыря) кафедра находится с 1945 г., предыдущий кафедральный собор Петра и Павла был взорван в 1936 г. Мы приложились к чудотворному образу Минской Богоматери

и поехали на окраину города в Свято-Елисаветинский женский монастырь.

Это единственный действующий монастырь Минска, основанный в 1999 г. Храмы его богато украшены фресками, мозаикой и новописанными иконами святых с множеством мощей. Приложившись к этим многочисленным святыням мы поехали по Московской дороге искать место для ночлега, поскольку время было уже достаточно позднее. Но в этот раз нам не повезло – подходящего места не попадалось. В конце концов поняв, что еще полчаса – и уже окончательно стемнеет, мы свернули на берег реки Березины прямо в городе Борисове, быстро разбили палатки,

не разводя костер поужинали консервами и легли спать.

Наутро 12 августа, в четверг мы посетили последние из запланированных нами мест на территории Беларуси. Но сначала мы отъехали в ближайший лес, развели костер и приготовили еду.

Позавтракав, мы отправились  в Покровский женский монастырь в городе Толочине,

где нами заинтересовалась игуменья Фомаида, которая приехала туда из России. Она расспросила нас о путешествии и благословила всех паломников иконочками Покрова Пресвятой Богородицы. Из Толочина мы направились в местечко Смоляны, где полюбовались руинами барочного костела

и замка,

а затем зашли в деревянный Преображенский храм,

последний раз перестроенный в 1804 г. Случайно проходившая в этот момент мимо служительница отперла нам церковь. Внутри нас ожидал сюрприз – под деревянным неожиданно оказался подземный каменный Крестовоздвиженский храм.

Из Смолян мы поехали в Оршу, в знаменитый Свято-Богоявленский Кутеинский монастырь.

Настоятель монастыря иеромонах Сергий любезно рассказал нам  историю обители.

Она возникла в 17 в., когда Оршанский округ входил в состав Речи Посполитой и после заключения Брестской церковной унии в 1596 г. по всей Белоруссии началось  закрытие православных церквей и монастырей. В 1620 г. Иоиль Труцевич член Могилевского Богоявленского братства основал свой монастырь под Оршей. В 1635 г. киевский митрополит Петр Могила освятил главный собор монастыря, под фундаментом которого находилась пещерная церковь в честь Воскрешения Лазаря. В 1640-50-е гг. обитель получила статус Лавры. В монастыре были собственные школы иконописи, гравюры, резьбы по дереву, гончарного мастерства. Но главным было создание в 1630 г. собственной типографии, которую возглавил Спиридон Соболь,

сделавший ее крупнейшим центром книгопечатания кириллицей. Во время русско-польской войны 1654-1667 гг. патриарх Никон в связи с военным положением благословил братию на переселение в Валдайский Иверский монастырь. Из 200 человек братии в монастыре осталось около 60, была вывезена утварь, книги, типографское оборудование. После этого Лавра постепенно теряла статус  просветительского центра Православия в регионе. В 1812 г. монастырь подвергся разорению и постепенно приходил в запустение. В 1842 г. он стал приписным, а в 1885 от удара молнии сгорел и больше не восстанавливался Богоявленский собор. В настоящее время от построек монастыря осталась лишь Свято-Троицкая церковь,

а братии в некогда процветавшей Лавре – 5 человек монахов.

Посетив монастырь и зайдя в православную церковь Рождества Богородицы, мы увидели указатель на этнографический музей «Млын».

Так как до вечера еще оставалось время, мы решили посмотреть его экспозицию. Экскурсовод была шокирована количеством детей совершенно разного возраста, однако показала нам все экспонаты, иллюстрирующие быт белорусских крестьян.

После музея мы поехали на уже знакомое нам озеро на белорусской границе. Здесь мы купались и отдыхали половину следующего дня – последнего в нашей поездке. Наконец был завершен шашечный турнир и объявлен его победитель – Семен, которого нарекли «королем всех белых и черных полей» и торжественно вручили жезл, сделанный из корня кувшинки.

После этого мы поехали домой – обратно в Россию. Однако тут нас ждали последние искушения. Как только мы пересекли границу, сломалась одна из машин. С опасностью встать совсем, потихоньку поехали дальше. Долго кружили вокруг Дорогобужа в поисках места для ночлега, которое кто-то из нас присмотрел на берегу озера  по пути в Белоруссию. Место, когда его наконец нашли, оказалось непригодным для лагеря. Поэтому встали на полянке под дубами чуть в стороне от озера.


 

История храма | Как добраться до храма | Контакты | Как помочь храму | Задать вопрос священнику | Администратор сайта

.